Анализ проблематики: структура, цели и выгоды функции T&D
Прежде чем измерять эффективность, необходимо понять, что именно мы измеряем. Функция T&D — это не просто организация тренингов. Это комплексная система, работающая на достижение бизнес-целей компании.
Типовая структура функции T&D в крупной компании:
· Руководитель отдела (T&D Head/L&D Director): отвечает за стратегию, бюджет, управление командой и взаимодействие с бизнес-заказчиками.
· Бизнес-тренеры (внутренние/внешние): проводят обучение по soft skills (переговоры, лидерство, управление) и hard skills (технология, продуктовое обучение, работа с ПО, экономика и финансы и др.).
· Методологи/дизайнеры учебных программ: разрабатывают структуру и содержание курсов, создают учебные материалы, адаптируют программы под онлайн-формат.
· Специалисты по дистанционному обучению (e-learning): администрируют СДО (LMS), создают электронные курсы, вебинары, тесты.
· Координаторы/администраторы: занимаются организационными вопросами: расписание, аренда помещений, коммуникация с участниками.
Основные цели создания и развития функции T&D:
1. Закрытие «разрывов» в компетенциях (Skill Gaps). Бизнес-среда меняется, появляются новые технологии и требования. T&D помогает сотрудникам овладеть необходимыми навыками для решения текущих и будущих задач. Например, в прошлом году мы активно обучали сотрудников вопросам кибербезопасности, экономике и системному мышлению. В 2025 году многие компании сфокусировались на обучении использованию ИИ-ассистентов
2. Повышение производительности и качества работы. Обученный сотрудник совершает меньше ошибок, работает быстрее и эффективнее. Например, в крупной производственной компании мы запустили систему сертификации рабочих, которая позволяет оценивать и подтверждать профессиональную квалификацию по технологии, электромонтажу, слесарным работам. В рамках сертификации каждый рабочий раз в три года проходит сертификацию. Это позволило сократить количество поломок оборудования и повысить ответственность и внимательность на рабочих местах
3. Удержание ключевых сотрудников и снижение текучести. Возможность профессионального роста и развития — один из ключевых факторов мотивации для талантливых специалистов. По данным исследования LinkedIn Learning, 94% сотрудников остались бы в компании дольше, если бы она инвестировала в их развитие. И это один из моментов, которые мы часто упускаем. Предлагать обучение, участие в программах развития руководитель начинает, когда сотрудник уже написал заявление на увольнение. И вопрошает «А почему вы не предложили этого раньше?»
4. Формирование кадрового резерва. Системное обучение позволяет растить руководителей внутри компании, что дешевле и надежнее, чем поиск на рынке.
5. Поддержка корпоративной культуры и ценностей. Через долгосрочные модульные программы обучения компания может транслировать ценности, свои стандарты работы, этические нормы и подходы к ведению бизнеса. Один из таких примеров — это программа «Достичь большего вместе» ПАО Севергрупп, которая реализовывалась в течение более чем 5 лет и затронула практически всех руководителей компании от ТОП до начальников отделов
Мнение эксперта:
«Раньше мы смотрели на обучение как на "плюшку" для персонала. Провели тренинг — поставили галочку. Сегодня подход изменился кардинально. Каждая учебная программа запускается под конкретный бизнес-запрос. Например, у коммерческого блока падает конверсия — мы не просто проводим тренинг по продажам, а сначала анализируем воронку, слушаем звонки, выявляем "западающие" компетенции и бьем точно в цель. И результат измеряем не в "часах обучения", а в проценте роста конверсии через 3 месяца».
— Ирина Новикова, HR-директор крупной телекоммуникационной компании.
Ключевые метрики: от реакции до ROI
Самая большая ошибка — оценивать эффективность обучения по количеству проведенных тренингов или числу обученных сотрудников. Это метрики процесса, а не результата. Для глубокого анализа используется многоуровневая модель, наиболее известная из которых — модель Дональда Киркпатрика, дополненная пятым уровнем — ROI (Return on Investment).
Давайте рассмотрим ее на практике.
Уровень
Что измеряем?
Как измеряем? (Инструменты)
Пример метрики
1. Реакция (Reaction)
Насколько участникам понравилось обучение? Было ли оно полезным и комфортным?
Анкеты обратной связи, опросы после тренинга, CSAT (Customer Satisfaction), NPS (Net Promoter Score) обучения.
85% участников оценили тренинг на 9-10 баллов из 10.
2. Усвоение (Learning)
Какие знания, навыки и установки были получены в ходе обучения?
Входное и выходное тестирование, практические задания, симуляции, экзамены, сертификация.
Уровень знаний по продукту после обучения вырос с 60% до 95% (по результатам тестов).
3. Поведение (Behavior)
Начали ли сотрудники применять новые знания и навыки в своей ежедневной работе?
Оценка 360 градусов, наблюдение руководителя, чек-листы, анализ рабочих показателей (например, прослушивание звонков, супервизии переговоров)
Через 2 месяца после тренинга по тайм-менеджменту 70% сотрудников стали использовать метод планирования, которому их обучили (по данным чек-листа руководителя).
4. Результаты (Results)
Как изменились бизнес-показатели подразделения или компании в целом?
Анализ KPI: рост продаж, снижение брака, сокращение времени цикла сделки, повышение производительности, снижение текучести.
В отделе продаж, прошедшем обучение, средний чек вырос на 12% за квартал, в то время как в контрольной группе — на 2%.
5. ROI (Return on Investment)
Окупились ли инвестиции в обучение? Какова финансовая отдача?
Расчет по формуле: ROI = (Прибыль от обучения - Затраты на обучение) / Затраты на обучение * 100%
Затраты на обучение = 500 000 руб. Прибыль (доп. маржа от роста продаж) = 400 000 руб. ROI = (0,4М - 0.5М) / 0.5М * 100% = 20%.
Однако напрямую посчитать ROI бывает очень сложно, так как на финансовый результат оказывают влияние и другие факторы, не только обучения. И очистить цифры не всегда возможно
Важно: двигаться по этим уровням нужно последовательно. Невозможно измерить ROI (уровень 5), не убедившись, что сотрудники изменили свое поведение (уровень 3), а поведение изменилось потому, что они что-то усвоили (уровень 2).
Примеры из практики российских компаний
Кейс 1: Производственный холдинг «Северсталь» и VR-технологии
· Проблема: Высокие риски травматизма и дорогостоящие ошибки при работе со сложным оборудованием. Традиционные инструктажи не всегда эффективны.
· Решение: Внедрение VR-тренажеров для отработки практических навыков в виртуальной среде. Сотрудники могут безопасно отрабатывать действия в нештатных ситуациях, ремонтные процедуры и правила охраны труда.
Анализ эффективности:
Уровень 2 (Усвоение): Скорость и точность выполнения операций в симуляторе повысилась на 40% после нескольких сессий.
Уровень 3 (Поведение): Наблюдения на производстве показали, что сотрудники, прошедшие VR-тренинг, точнее следуют регламентам безопасности.
Уровень 4 (Результаты): Компания отмечает снижение коэффициента травматизма (LTIFR) и сокращение времени простоя оборудования из-за ошибок персонала. Хотя точные цифры являются коммерческой тайной, тренд очевиден.
Кейс 2: Ритейлер «М.Видео-Эльдорадо» и мобильное обучение
· Проблема: В розничной сети с тысячами сотрудников по всей стране сложно и дорого проводить очное обучение по новым продуктам. Знания быстро устаревают.
· Решение: Разработка и внедрение мобильной платформы обучения. Продавцы-консультанты в любой момент могут с телефона изучить характеристики нового смартфона, пройти микро-курс по технике продаж или посмотреть видеообзор.
Анализ эффективности:
Уровень 1 (Реакция): Высокая вовлеченность — сотрудники проходят курсы в свободное время, соревнуются в рейтингах.
Уровень 2 (Усвоение): Регулярные короткие тесты в приложении показывают высокий уровень удержания знаний.
Уровень 4 (Результаты): Компания напрямую связывает уровень знаний продавца (измеренный в приложении) с его личными продажами. Аналитика показывает, что консультанты, набравшие больше баллов в системе обучения, продают в среднем на 15-20% больше.
Кейс 3: «Сбер» и Школа 21
· Проблема: Острый дефицит на рынке высококвалифицированных ИТ-специалистов.
· Решение: Создание бесплатной школы программирования «Школа 21», работающей по методике «равный равному» без лекций и учителей. Это долгосрочная инвестиция в кадровый потенциал не только для себя, но и для всей страны. На данный момент работает уже 17 кампусов в разных городах РФ
Анализ эффективности:
Уровень 4 (Результаты): «Сбер» получает доступ к пулу талантливых и мотивированных разработчиков, уже знакомых с проектной работой и обладающих нужным стеком технологий. Это снижает затраты и время на наем.
Дополнительный эффект: Мощнейший вклад в HR-бренд компании. «Сбер» позиционируется как технологический лидер, инвестирующий в будущее.
Выводы и рекомендации для HR-директора
Эффективная функция T&D — это не данность, а результат системной работы. Чтобы перейти от освоения бюджета к реальному влиянию на бизнес, рекомендуем сделать следующие шаги:
1. Начните со стратегии. Проведите аудит: какие бизнес-цели стоят перед компанией на ближайший год? Какие компетенции для этого нужны? Совместно с руководителями подразделений сформируйте матрицу компетенций и определите приоритетные направления для обучения. Также необходимо провести оценку или ассесменты сотрудников, чтобы выявить какие компетенции проседают.
2. Внедрите модель Киркпатрика. Начните с малого. Обяжите T&D-менеджеров собирать обратную связь (уровень 1) и проводить тестирование (уровень 2) для всех ключевых программ. Постепенно подключайте руководителей для оценки поведения (уровень 3). Если вы разработаете чек-листы для оценки и наблюдения, руководителям будет гораздо проще предоставить вам обратную связь
3. Выберите 1-2 пилотных проекта для расчета ROI. Возьмите программу, где эффект наиболее очевиден (например, обучение отдела продаж или операторов колл-центра). Соберите данные «до» и «после», рассчитайте финансовый результат и презентуйте его топ-менеджменту. Успешный кейс станет вашим лучшим аргументом.
4. Автоматизируйте HR-аналитику. Без цифр, к сожалению, с бизнесом общаться не получиться. Используйте возможности вашей LMS/LXP системы для проведения опросов, тестов и отслеживания прогресса. Интегрируйте ее с HR-системами и, если возможно, с бизнес-системами (CRM, ERP) для прямого сопоставления данных.
5. Развивайте культуру обучения. Эффективность T&D зависит не только от HR. Вовлекайте руководителей в процесс: они должны ставить цели на обучение для своих подчиненных и контролировать применение новых навыков.
Переход к доказательному подходу в обучении — это марафон, а не спринт. Но каждый шаг на этом пути будет укреплять вашу позицию как стратегического партнера для бизнеса, способного не просто тратить деньги, а целенаправленно инвестировать в главный актив компании — ее людей.
Если ваша компания сталкивается с вызовами в построении эффективной системы обучения и вы хотите получить индивидуальное решение — обращайтесь за консультацией. Вместе мы проведем аудит вашей T&D-функции и разработаем дорожную карту, которая позволит доказать ценность обучения на языке цифр и бизнес-результатов.